Статьи по нейропсихологии

Главная страница. Модуль изучения мозга человека.

Оглавление:

Стратегия успеха и программирование разума

Телепатический сканер

Программирование здоровья: вирусы.

Личность и когнитивная комплементароность

Может ли быть левша пилотом или астронавтом?

 

Стратегия успеха и программирование разума

Природа щедра. Она одаривает каждого человека возможностями развития самых разных способностей. Практически каждый человек от рождения (при отсутствии грубой патологии) обладает какими-то качествами, которые могут способствовать его становлению в обществе. Более того, очень многие люди от рождения наделены талантом. По некоторым подсчетам таких людей около 50 процентов. Однако если провести беглый исторический анализ, то можно обнаружить, что частота появления замечательных талантов - один на несколько тысяч человек. Число гениев, которые смогли развиться, - примерно один на миллион. И, наконец, число гениев, которых мы все знаем, т.к. они смогли реализовать свою гениальность в полной мере, равно одному на десять миллионов. Их общее число за время существования нашей цивилизации едва ли превысит пятьсот человек.

Природа посылает миру таланты в достаточном количестве. Но реализовать себя могут лишь немногие. Мощной преградой для становления таких людей являются социальные, физические и экологические факторы.

В биологии есть такое понятие, как модификации. Под этим термином подразумеваются наследственные изменения фенотипа, совокупности всех признаков организма, вызванные влиянием окружающей среды. Генотип, генетическая информация, остается неизменным. Формирование признака протекает нормально только в том случае, если в распоряжении клетки имеются все необходимые исходные вещества, надлежащий источник энергии и подходящие условия для реакций. Среда должна обеспечить необходимые условия для формирования признака. Гены определяют норму реакции, а от внешней среды зависит, какой вариант в пределах этой нормы реализуется в данном случае. Например, если поместить картофель в подвал, он не будет образовывать зеленых пластид, хотя гены для этого у него есть. Синтез хлорофилла зависит не только от соответствующих генов, но и от внешнего фактора - света.

Точно так же и у человека, полное становление его как личности проявляется лишь в результате взаимодействия генетической предрасположенности и факторов внешнего окружения, к которым относятся физические и экологические влияния, воспитание и общественные отношения. Условия, необходимые для становления человеческой личности с точки зрения реализации ее талантов, можно сформулировать в виде следующей тетрады:

- зарождение потенциального таланта;

- выявление и развитие таланта;

- становление таланта;

- осуществление таланта.

Первым необходимым условием творческой самореализации человека, является наличие у него определенной наследственной программы. Анализ работ по антропогенетике показывает, что природные способности человека имеют наследственный характер. Применяя четкие статистические методы для классификации по степени одаренности выдающихся людей и их родственников, можно обнаружить явный семейный характер передачи таланта. Если быть более точным, человек от рождения наделен какими-то строго определенными для него свойствами. И именно эти и похожие на них свойства он передает по наследству. Зарождение потенциального таланта явление не редкое, поэтому практически каждый второй ребенок может рассчитывать на какую-то одаренность.

Интерес к загадке возникновения творческой активности человека далеко не праздное занятие. Многие специалисты пытаются разрешить проблему заложенного в каждом человеке его таланта. Обычными методами социологии и психологии выявить у человека наличие каких-то способностей трудно. Поэтому люди узнают о том, что есть в каждой неповторимой индивидуальности только пост-фактум, и то при наличии идеальной обстановки, способствующей формированию таланта. Однако решить эту проблему можно, но об этом чуть ниже.

Для каждого явления в природе есть свое определенное место и время, то есть наиболее благоприятный период, как для его фиксации, так и для его проявления. Особенно благоприятные для научения чувствительные периоды проявляются на раннем этапе жизни любого организма. Именно в это время молодое поколение наиболее активно перенимает опыт и навыки от своих родителей. Так, например, белоголовая воробьиная овсянка запомнит песню своих родителей только в том случае, если услышит ее во время чувствительного для этого периода своего развития, в возрасте между 10 и 50 сутками жизни. Если во время этого периода отдельные птенцы были лишены возможности услышать песню своего вида, то в дальнейшем они уже никогда не смогут ее выучить. Так же и ребенок обучается языку, запечатлевая его в наиболее чувствительном для этого возрасте, от одного до трех-четырех лет. В более позднем возрасте сделать это уже почти невозможно.

Таким же способом человек изучает и остальной мир, подчиняясь при этом индивидуальному ритму благоприятной чувствительности к познанию. Поэтому, для нормального развития таланта необходимо знать индивидуальный ритм познания и его критические периоды, с тем, чтобы необходимую информацию доносить в благоприятное для этого время. В этом, в частности, и заключается одна из составляющих успеха.

Успешные люди с давних времен находились в центре внимания ученых. Несмотря на многовековую историю изучения, этот феномен сегодня во многом остается загадкой для теоретиков и практиков социологии и психологии. Очень часто успешные люди наделялись какими-то сверхъестественными способностями. У них отмечали высокий разум, сильный дух, выдающиеся свойства организаторов, способных многое предвидеть, предугадать, увлечь за собой людей. По мнению древних мыслителей, такие люди должны иметь определенное воспитание, быть мудрыми. Некоторые из них считали, что в основе разделения людей успешных и неуспешных лежит божественное предназначение, по которому одни рождается для того, чтобы процветать, а другие - чтобы мучаться.

В конце ХХ столетия начались изыскания по изучению поведения нескольких преуспевающих в своих областях специалистов. Цель этих изысканий - научиться копировать поведение преуспевающих людей. Так возникло нейролингвистическое программирование (НЛП).

По сведениям, поступающим из прессы, копирование поведения с помощью НЛП удалось. Как утверждают специалисты НЛП, они стандартизировали типы данных и нашли эффективный доступ к логическим операторам языка мозга. По их мнению, появилась возможность быстро переносить шаблоны поведения, модифицировать способности. Для этого были найдены способы выявления стратегии поведения и мышления талантливых и преуспевающих людей, а затем с помощью НЛП быстро копировать обнаруженные программы в мозг других людей. Классики НЛП считают, что появилась возможность быстрого обучения новым навыкам и способам поведения любого здорового человека.

Например, практически любой человек может скопировать программу правильного ведения бизнеса, как скажем, это делал Генри Форд или какого-либо другого знаменитого предпринимателя. Сейчас на Западе процветают НЛП-тренеры, которые за достаточный гонорар гарантируют своим клиентам в течение короткого времени освоить победную стратегию любого великого человека.

И вот здесь возникает правомерный вопрос: что же, из любого человека можно получить и Пушкина, и Шаляпина, и Курчатова, и Ньютона, и Наполеона, и Билла Гейтса одновременно? Не получится ли здесь ситуация, как если бы огородник посадил картофель, и при этом попытался вырастить… апельсин.

Поэтому проблемой второго этапа является необходимость выявления в каждом человеке его возможных индивидуальных способностей, с целью их раскрытия и дальнейшего развития. Ведь никакие уроки музыки не создадут Бетховена, никакое изучение физики не создаст Ньютона, самое тщательное воспитание не создаст Канта, и никакие уроки рисования не создадут Микеланджело. Потенциальный Моцарт не станет Рембрантом, и наоборот. С другой стороны, такие потенциальные энциклопедисты-универсалы как Ломоносов, Менделеев, Томас Ян Юнг нуждаются во внимании и необходимой поддержке. Без нее реализовать себя им будет несколько трудно. И как правило, люди с повышенной творческой активностью без необходимой поддержки не находят себя. Можно с определенной уверенностью сказать, что количество нереализованных талантов прямо пропорционально количеству пьяных лежащих под заборами.

С древнейших времен философские умы пытались постичь загадки "душевной жизни", понять, как устроена человеческая психика, как она работает. Выдвигаются гипотезы, строятся теории, конструируются схемы, но этот вопрос на сегодняшний день остается открытым.

Человечество давно занято поиском "формулы психики", открыть которую стремились и стремятся ученые всего мира. Получить такую формулу прямыми расчетами еще никому не удавалось. Для этого необходим какой-то другой подход, выходящий за рамки психологии. Такой подход должен быть универсальным и отражать те знания, которые содержат в себе другие науки и направления, указывая на то, что все в этом мире взаимосвязано. Он должен объединять не только философию, социологию и нейропсихологию, но даже теорию относительности, космобиологию, кибернетику и теологию. Главный принцип такого подхода основан на представление о том, что между многими группами природных явлений, которые внешне могут быть и не похожи, существует определенное соответствие.

Последние достижения физики показывают, что вся видимая материя происходит от общего корня. Это подтверждается далеко идущими совпадениями в их самых фундаментальных особенностях. Наблюдая за разными по своему внешнему проявлению явлениями, не всегда можно обнаружить их общее начало. Например, один килограмм льда, один килограмм воды и один килограмм пара, они хоть и выглядят по-разному, но все есть одним килограммом одного и того же вещества, только находящегося в разных агрегатных состояниях. Это относится не только к неживой материи, но и к живым организмам. Например, общность живых организмов подтверждается одинаковым строением определенных молекул нуклеиновых кислот, одинаковым строением клеток и метаболизмом. Это не причинная связь, а связь, которая называется картированием, что означает наличие определенного и единственного представительства, которым элементы одного предмета связаны с элементами другого предмета, то есть между ними есть определенное соответствие. Такое представительство можно обозначить как поле картирования, согласно которому, соответствие можно обнаружить и между разнородными процессами и явлениями, например, между живой и неживой материей, социальными и творческими актами.

Каждое поле картирования имеет свою, так называемую идентификационную характеристику, которая отличает его от других полей. По этой характеристике его можно узнать и описать. И что самое главное, по этому описанию можно изучать родственные ему явления, так как это описание содержит полную и достоверную информацию об этих явлениях, но выраженных на другом языке. Таким образом, каждое поле картирования представляет собой некоторую информационную матрицу, а сам процесс универсального соответствия разнородных явлений этому полю, можно обозначить, как информационное картирование.

Универсальность картирования не знает границ. Например, это соответствие можно рассчитать и перенести на работу мозга. Возможно и обратное действие, так как с точки зрения информационного картирования, каждый локальный участок мозга имеет свое природное топическое приложение, как на макро, так и на микроскопическом уровне.

За последнее время основной теоретический смысл науки о мозге изменился радикально. Ранее теория мозга основывалась на механических моделях и допускала возможность объяснения работы мозга исходя из устройства простого электрического прибора. В настоящее время мозг человека рассматривается как сложная функциональная система.

С точки зрения информационного картирования работа мозга рассматривается как система, работающая по специфическим принципам, действие которых не ограничивается самим мозгом. Знание этих принципов позволяет построить новые математические, реально действующие схемы, позволяющие не только приблизиться к созданию информационного аналога этого органа, но и расшифровать любые интересующие исследователя природные явления, как имеющие с ним общее информационное соответствие. Под информационным соответствием понимается существующая вне зависимости от субъекта, действующая программная математическая модель объекта, которая отличается определенной степенью организованности. Это такое состояние, когда материальные и функциональные элементы, образующие систему, соединены не случайным образом, а находятся в таких же целесообразных взаимоотношениях между собой, в каких находятся информационные единицы соответствующего поля. Любой материальный объект, а также взаимодействие его с другими объектами имеет свое информационное соответствие.

В этом смысле задача исследователя - это изучение информационной структуры мозга, с целью определения локальных топических мозговых центров активности и связанных с ними основных природных процессов, как видимых, так и не доступных прямому наблюдению. В дальнейшем результаты таких исследований можно изобразить в виде математической формулы и дополнить ее геометрическими построениями. Такая формула способна отразить некий универсальный закон, который абсолютно точно описывает всю информационную природу человека. Эта формула должна быть общей и применима для любого человека.

Каждый человек - это неповторимая индивидуальность, некий филогенетический раритет. Так же, как нет даже двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев и с одинаковым рисунком радужной оболочки глаза, так и нет двух людей с одинаковой психикой. С другой стороны, так же как у каждого человека есть по две руки и ноги и на каждой из них находится по пять пальцев, точно так же у каждого человека есть информационные структуры, которые универсальны и присущи всем без исключения. Это можно определить и так, что информационная “анатомия” у всех людей одинаковая, тогда как информационная “физиология” различается.

Человеческая информационная структура похожа на слоенный пирог, где воображаемые слои лежат не только сверху вниз, но и слева направо, и спереди назад. Если продолжать эту аналогию дальше и мысленно поместить эту структуру в трехмерное пространство, например, в кубическую модель кубика Рубика, будет видно, что каждая информационная функция человека имеет свое строго определенное место, свою ячейку. Такая информационная структура человека общая, она является универсальной для всех. Это его информационная "анатомия".

Из сообщений об информационной "анатомии" и информационной "физиологии" можно получить представление об аналогичных психических структурах: психической "анатомии" и психической "физиологии".

Психическую "анатомию" человека, как и его психическую "физиологию" можно рассчитать, в виде некоторых математических приближений. Затем полученный результат можно перевести на язык психологии и получить ту неуловимую "формулу психики", поиском которой заняты ученые всего мира.

Как показывают наши исследования, мозг следует изучать как систему, связанную с программными процессами. Это означает, что человеческий мозг не только способен по определенным алгоритмам создавать свои собственные программы, по которым человек потом будет жить, но и сам является продуктом каких-то программ. Поэтому следующей задачей исследователя является разработка технологии расшифровки этих программ, перевода их содержания на доступный для понимания язык, с целью конструктивного сознательного управления ими.

Практика такого подхода показала, что такая технология универсальна для решения многих жизненных, социальных, медицинских, педагогических, экономических, политических и других проблем. Она позволяет успешно проводить профилактику психических и соматических заболеваний, преступности, алкоголизма, наркомании и эффективно бороться с ними. Позволяет раскрыть человеческие таланты и способности, достаточно точно обозначить возможности каждой человеческой личности и указать способы их реализации.

Например, каждая программа мозга имеет, как минимум, две формы реагирования: перспективную и оперативную. Перспективная форма - это некоторый общий фон, заложенный с момента начала возникновения организма до последнего момента его полного существования. Например, это может быть вся жизнь какой-то особи, от момента ее рождения до момента смерти. Перспективное реагирование предусматривает, что любые изменения, происходящие с организмом, не могут выходить за рамки этой программы. Перспективная форма - это не просто реакция на какие-то внешние сигналы. Это способ реагирования, отражающий эволюционную историю вида. Это Закон, определяющий те основные правила, по которым должна развиваться какая-то конкретная особь. Например, суслик, готовясь к смене сезонной активности - к спячке, - не дожидается наступления определенных внешних событий. Иначе его выживание может быть поставлено под сомнение. Продолжительное "бабье лето" могло бы, например, замедлить процесс отложения жира у суслика, и внезапные морозы оказались бы для него гибельными. Поэтому биологические часы суслика - его перспективное реагирование - должны игнорировать большую часть внешних сигналов.

Каждый живой организм живет по некоторому своему индивидуальному закону, который определяет его перспективное реагирование. Реализация какого-то отдельного компонента этого реагирования качественно будет происходить только по одному сценарию, но количественно выполняться он может по-разному, в зависимости от формы оперативного реагирования. Примером такой ситуации может послужить библейская аллегория - казнь Христа на Голгофе.

Казнены три человека. Все они встретились в одно и тоже время, в одном и том же месте, при одинаковых обстоятельствах - сценарий у всех общий, но выполняется он по-разному. Слева от Христа не покаявшийся бандит, что олицетворяет низший путь человеческого развития, справа от Христа покаявшийся бандит - средний путь развития, и, наконец, сам Христос, олицетворяющий высший путь человеческого развития.

Другой пример, уже на более простом, бытовом уровне. У человека его перспективное реагирование указывает на то, что у него должно быть какое-то жилище. Реально это может быть шалаш, а может квартира. Если человек постарается - он будет иметь коттедж, а может и дворец. Сценарий один - крыша над головой, а исполнение совершенно разное. Или, наоборот, у человека в его перспективном реагировании, до определенного времени свой собственный дом не предусмотрен. Например, бывший президент США – Билл Клинтон, - до окончания своих президентских полномочий своего собственного жилья не имел. То есть, до того момента, пока он не купил себе дом, его можно было вполне обозначить, как человека без определенного места жительства. Тем не менее, он, жил в прекрасных государственных апартаментах.

По представлениям информационного соответствия, врожденные черты характера человека определяет его перспективное реагирование. По-другому – перспективное реагирование, это генотип человека. Вся человеческая субъективность, неустойчивость, зависимая от разнообразного набора различных ситуаций и ролей соответствуют его оперативному реагированию. Оперативному реагированию человека соответствует его фенотип.

Качественное исполнение перспективного реагирования зависит от его оперативного реагирования. Оперативная форма - это постоянно меняющиеся отдельные сценарии общей перспективной формы. Оперативное реагирование помогает осуществлять человеку выбор на любом этапе своего жизненного пути и при участии желания, понимания и воли закрепиться на нем. Это в некоторой степени проявление свободной воли человека. Такое реагирование он в той или иной степени осознает, что позволяет ему управлять ею и качественно изменять свое пребывание в этом мире.

Перспективное и оперативное реагирование - это информационно-биологический прототип, который определяет всю психическую структуру личности и ее задачи. Такой прототип - это форма, которая проявляется во всей Вселенной и, которая с момента своего образования остается всегда постоянной, точной, неизменной и обладает всеми атрибутами реальности. Каждый прототип - это каждая отдельная форма, о которой сознание говорит, что она выше всяких перемен и независима от времени. В своем большинстве такие формы не доступны для человеческого понимания, но, тем не менее, существуют, как некоторый аспект Высшей Формы и регулируют все видимые проявления движения материи. Некоторые из них человек наблюдает в виде общих природных форм. Кроме этого, каждый человек заполняет некоторые свои индивидуальные формы, которые определяют его штампы.

Место, занимаемое человеком в обществе, точнее в его иерархической структуре определяется им самим. Он изначально для чего-то создан и имеет какие-то определенные цели и задачи, обозначенные его перспективной формой. Информационно-биологический прототип - есть совокупность определенных целей и задач, предназначенных для реализации их в определенном месте и в определенное время. Такой прототип - это часть некоторых информационных штампов, соответствующих по значению и содержанию. Эти информационные штампы идентичны, имеют свое строго специфическое назначение. По-другому можно сказать, что все внешние наши события развиваются по какому-то, заранее обозначенному глобальному сценарию, который состоит из множества различных сценариев и сам является ею.

Человеческая личность - есть главный информационный штамп, который наряду с другими идентичными ему штампами является стереотипным повторением строго соответствующему ему прототипу. Количество штампов в прототипе для определенного места и времени имеет свое конечное число.

Прототип - это лишь общая информационная схема, выполнение которой будет похожей по качеству, но не равнозначной по количеству. Места штампов в ней подчинены закону строгой иерархии. Какой-то штамп может занять в ней главенствующую позицию, другие подчиненную. Это общий закон природы, его действие можно проследить на всех жизненных уровнях. Пожалуй, самым показательным для этого, с точки зрения проверяемости его достоверности, являются нейрофизиологические исследования, в частности закон прогрессивной кортикализации функций - один из основных законов мозговой организации поведения.

Роль коры головного мозга в организации специальных видов поведения хорошо изучена известными психологами и физиологами. Данные, полученные в современных анатомических исследованиях, позволяют сформулировать принцип согласно этому принципу, каждая форма поведения обеспечивается совместной работой разных уровней нервного аппарата, связанных друг с другом как восходящими, так и нисходящими связями. Как показали морфологические исследования, новая кора головного мозга состоит из шести слоев клеток, которые образуют три зоны мозговой коры. "Первичная" или "проекционная" зона коры является аппаратом, непосредственно связывающим мозговую кору с периферией: органами чувств и мышцами. Над каждой первичной областью мозговой коры, в которой преобладают низшие (афферентные или эфферентные) слои коры, надстраиваются вторичные области, в которых преобладают верхние (проекционно-ассоциационные) слои, играющие существенную роль в функциональной организации работы отдельных анализаторов. И, наконец, можно выделить участки, которые лежат на границах между корковыми представительствами отдельных чувствительных и двигательных зон мозговой коры и которые получили название третичных зон коры. Это зоны перекрытия коркового представительства отдельных анализаторов и двигательных отделов. Эти области коры целиком состоят из верхних (ассоциативных) слоев клеток и не имеют прямой связи с периферией. Третичные зоны коры обеспечивают совместную работу корковых звеньев отдельных анализаторов и играют существенную роль в построении наиболее сложных программ поведения человека.

Анатомия мозга - это “анатомия” информационно-биологического прототипа. Иерархическая организация мозга и прототипа полностью повторяют друг друга. Высшие ячейки прототипа соответствуют третичным зонам мозга, средние ячейки - вторичным зонам, низшие - первичным. Практически у каждого человека есть все три мозговые зоны. Однако степень их развитости и способность к активации, особенно высших отделов у всех различная. Это и определяет место каждого человека в его жизни. Чем выше способность человека к активации высших отделов мозга, тем более высокую ячейку в своем прототипе он займет. И соответственно оттеснит кого-то на более низкий уровень. При этом этот кто-то, скорее всего, будет ему незнаком.

В древней и средневековой Индии основой для совершенствования считалось должное исполнение Дхармы - свода предписаний, обязательных для исполнения в пределах каждой касты. Таких каст в Индии было четыре: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Брахманы относились к высшей касте, это каста жрецов. Они были духовными наставниками и руководителями общества и учили всех остальных его членов исполнять законы Бога. Второй по значимости была каста кшатриев - царей, князей и военной знати. Представители второй касты, в том числе правившие государством цари следовали указаниям ученых брахманов. Царь не принимал никаких решений, не посоветовавшись с брахманами, которые руководили его деятельностью в соответствии с принципами священных писаний. Даже издавать собственные указы он мог, заручившись поддержкой брахманов. Люди, относившиеся к касте вайшиев - это основная масса свободных общинников - торговцы, ремесленники и др. И, наконец, представители самой низкой касты - шудры, неполноправное сословие, для которого единственным средством развития считалось лишь преданное служение своим господам - брахманам, кшатриям и вайшьям.

В этом примере сословию брахманов соответствуют штампы, занимающие высшую ячейку в матрице, сословию кшатриев - среднюю, касте вайшиев - низшую. Место шудр до конца не определено. Дело в том, что шудры могут занимать любую из этих ячеек. Например, мудрец, для которого весь мир его дом может занимать высшую ячейку. В современном христианстве такую ячейку может занимать какой-то высокодуховный монах, который своими молитвами может (и не безуспешно) вычитывать разные болезни. Такая высшая программа у этих людей. И наоборот, спившийся алкоголик, отпетый преступник или деградированный наркоман - это все примеры шудр, которым не нашлось места даже в низшей ячейке своего прототипа.

Главная задача каждого нормального человека - это стремление занять высшую ячейку своего прототипа или по-другому, стремиться к максимальному выполнению своей программы. С точки зрения психонейрофизиологии, это означает умение развить и максимально активировать высшие - третичные зоны коры головного мозга. Каждый прототип - это какая-то миссия. Высшая ячейка прототипа - это высшая миссия этого образа и его может занять один, максимум два человека. Для этого необходимо: во-первых - знать свою индивидуальную программу; во-вторых - условия и технику выполнения этой программы.

Духовная христианская мораль учит нас тому, что мы все грешны из-за греха Адама, что именно поэтому мы страдаем и нам так плохо. Такой подход изначально очень существенно комплексует человека. В подсознание верующего человека благополучно вводится разрушающая его информация, о его неполноценности и с этим он и живет. Так кто-то когда-то понял и истолковал буквально эту часть Библии, собственно, как и многие другие ее части. Так она истолковывается и сейчас, практически во всех христианских конфессиях. В послании к римлянам святого апостола Павла сказано: "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим.5-12). Интересно, что во многих христианских комментариях к этому разделу Библии последняя часть этого стиха "...потому что в нем все согрешили" упущена. А без нее получается, что чтобы человек не делал, все равно он будет грешен.

Первая главная причина проблем человека - это не его первородный грех, а невыполнение своей программы. Грех человека не в том, что согрешил его библейский предок, а в том, что человек не выполняет свою программную миссию. "Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех" (Иакова 4:17). Добро в этом случае и есть программная миссия человека.

Согласно концепции итальянского психотерапевта-клинициста профессора А. Менегетти, бессознательное человека содержит не только скопления негативных тенденций, но и несет в себе также принцип самоорганизации индивида, который представлен точными решениями и адекватным оперативным реагированием. Этот принцип, получивший название Ин-се (от лат. in - в, esse - быть, то есть присутствие Бытия в человеке), проявляется как действие его интуиции и в зависимости от ситуации определяет оптимальную реакцию на нее, чем и обусловливает успех индивида. Если человек в состоянии идентифицировать себя с конструктивной динамикой своего Ин-се, то развитие его личности пойдет в направлении успеха. Если же комплексуальная структура психики “вытеснит” эту направленность Ин-се, его миссия выполняться не будет.

Невыполнение миссии, в частности, может произойти тогда, когда человек пытается подражать кому-то. Например, кто-то успешно занимается бизнесом, живет в достатке. Его товарищ захотел жить также, и он тоже занялся бизнесом. Но у него ничего не получилось, и он прогорел. В первом случае человек мог заниматься бизнесом, потому что это была его программная цель, во втором случае у человека программа была другой.

Путем подражания человек чаще всего стремится занять место чужого прототипа, программа которого не может быть им выполнена. В результате он страдает. Чаще всего человек становится жертвой подражания всему и всем. Его может соблазнять или пугать модель существующего общества, и он, чтобы не быть “белой вороной”, подчиняясь принципу автоматического конформизма, старается быть таким как все. Объектом подражания может быть какой-нибудь другой человек или ситуация, и многое, многое другое. Подражание, это лишь этап на пути к осуществлению своей программы. Любое подражание должно быть прекращено; в случае несоответствия его индивидуальной программе оно должно быть выявлено и использовано для истинной программы, в случае соответствия - получить новое, более совершенное развитие.

Подражание допустимо лишь в том случае, если отдельные элементы индивидуальной программы человека совпадают с аналогичными элементами программы преуспевшей личности. Рассчитав эти элементы, можно совместить их с похожими элементами из заранее отработанной библиотеки стандартизированных программ и алгоритмов успешного поведения.

 ЛЭР2005

 

Телепатический сканер

Наблюдать и анализировать любое проявление психики можно теми же приемами, что и при исследовании физиологических реакций, с помощью аппаратных методов. Такой подход позволяет достаточно точно зарегистрировать многие проявления психики, описать, и даже изобразить их.

Каждая психическая реакция характеризуется определенным внутренним состоянием субъекта. Это – импрессивная сторона психики. В этом смысле, психическая деятельность это отношение человека к себе и к происходящему вокруг него. Однако человек сам не всегда в состоянии понять, что же он испытывает, испытывает ли он вообще что-то. Поэтому существует еще и экспрессивная сторона психики. Экспрессивной стороной психики являются характерные объективные изменения жизнедеятельности органов, проявляющиеся электрофизиологическими, биохимическими, вегетативно-сосудистыми и моторными проявлениями. Эти изменения в нервных процессах вызывает физиологическая активация, которую можно объективно измерить при помощи определенной аппаратуры.

До сих пор аппараты, способные “читать мысли”, выглядели не более чем вымыслом фантастов. Теперь это уже реальность. В лаборатории экологической реабилитации разработан телепатический сканер, который способен расшифровывать помыслы и устремления человека, диагностировать преобладающие в нем эмоции, выявлять скрытые возможности и другие особенности психики.

Принципиальная схема аппарата состоит из двух блоков: блока детекции и декодирующего устройства. Блок детекции представляет собой бесконтактный электроэнцефалограф, который снимает электроэнцефалограмму с помощью системы сенсоров, регистрирующих малейшие изменения электромагнитного поля, создаваемого головным мозгом. Электроэнцефалография имеет дело с биологическими потенциалами мозга, частотой импульсов в различных центрах головного мозга, которые есть материальными феноменами, и могут быть описаны в физических понятиях. Прибор точно воспроизводит электрофизиологические изображения отдельных анатомических структур мозга, не уступая в этом классическим “электродным” электроэнцефалографамм., и даже превосходя их. В частности, бесконтактный электроэнцефалограф лишен тех неудобств, которые связаны с тщательным закреплением датчиков в определенных позициях.

Декодирующее устройство производит анализ полученных параметров, сопоставляет их с ранее заложенными в него данными, и выдает результат, в нужном для исследователя виде. Особенностью этого этапа работы является то, что анализ результатов сканирования осуществляется по принципиально новым концепциям о работе и функционировании человеческой психики.

Возможности телепатического сканера безграничны. Его можно использовать в медицине, космонавтике, авиации, криминалистике, спорте. С его помощью можно осуществлять качественный отбор и быструю подготовку нужных специалистов, корректировать психическую деятельность лиц, работающих в экстремальных условиях (астронавты, военные, спасатели и др.). Для специалиста телепатический сканер – это “волшебное” средство, для простого обывателя, вариант “чтения мыслей”.

 ЛЭР2005 

Программирование здоровья: вирусы.

Один из выдающихся биохимиков Альберт Сент-Дьёрдьи, родом из Венгрии, говорил, что “природа действует на основе небольшого количества основных принципов”. С точки зрения информационного картирования, эти принципы повторяют себя на самых различных уровнях. Поэтому, многие извращенные и агрессивные формы поведения находят свое отражение в повседневной жизни, например, в биологических процессах, а точнее – в вирусах.

Вирусы представляют собой неклеточные образования – очень мелкие частицы (вирионы), состоящие из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК, одно- или двух цепочечной, служащей генетическим материалом) и белковой оболочки. Вирусы видоспецифичны и размножаются только в живых клетках-хозяевах. Вне клетки-хозяина вирусы не осуществляют обмена веществ и не проявляют никаких других признаков жизни: они могут существовать и размножаться только в клетке другого организма. По-латыни “вирус” – это “яд”, так древние греки называли змеиный яд. Потом так стали называть вещества, которые могли принести болезнь и смерть.

В 1892 году 28-летний русский ученый Д.И. Ивановский доложил на заседании Российской Академии наук о своих исследованиях мозаичной болезни табака. Так возникла вирусология, а вирусами стали называть мельчайших возбудителей болезни. Ныне открыты и изучены многие сотни вирусов, выяснено, что три четверти всех известных болезней вызываются ими, например, грипп – массовое заболевание, от которого одновременно может пострадать огромное количество людей на всех континентах.

Конструкция любого вируса проста: в защитной белковой оболочке заключено наследственное вещество – геном. Белковая оболочка не только предохраняет вирус, но и обеспечивает проникновение в чужие поражаемые клетки. Вирус приклеивается к стенке клетки, растворяет ее, чтобы впрыснуть внутрь содержимое – вирусную РНК или ДНК, которое и является “заразным началом”.

Своеобразна стратегия вируса. Его геном имеет так называемую негативную полярность, то есть он не может непосредственно кодировать синтез белка. Поэтому, после вторжения в клетку он функционирует в двух направлениях: стимулирует “переписывание” самого себя – синтезирует свои информационные РНК для специфичных вирусных белков, а также подстегивает синтез клеточных информационных РНК организма. При этом он отделяет головную часть клеточной информационной РНК, чтобы присоединить ее к своим собственным информационным РНК, после чего, клетка организма начинает синтезировать вирусный белок.

Кроме вируса гриппа, точно такая же стратегия наблюдается у вируса герпеса. Герпес – от греческого слова “лихорадка” – самая распространенная инфекция человека и животных, которая значительно активировалась в последнее время. Герпес существует в любом организме в латентной форме, то есть, он там “спит”. Под действием некоторых провоцирующих причин он “просыпается” и поражает самые разные органы и ткани. На счету герпеса – инфекционный мононуклеоз, ветряная оспа, опоясывающий лишай, высыпания на коже и слизистых оболочках лица и половых органов, герпетические кератиты, экземы, энцефалиты, поражения печени. Такие же стратегии у вирусов, вызывающих вирусные гепатиты А, В, С, D, Е.

Принцип существования этих вирусов – это навязывание чужеродной информации живой клетке. Этот принцип полностью соответствует процессу деструктивной человеческой экспансии, когда человек постоянно стремится навязать некоторый способ существования своему окружению. Такое его стремление вызвано постоянным желанием, демонстрировать свою “ученость” перед другими, с целью беспрекословного подчинения их себе. Человек ждет почестей и уважения, что, как он считает, является достоверным показателем его значимости. Так возникает потребность в ощущении своей значимости, когда человеку представляется, что в нем не просто нуждаются, но еще и восхищаются им, преклоняются перед ним. Здесь главным оценочным компонентом выступает соотношение субъективного ощущения своего величия с реакцией на него других людей. Нормальное конструктивное субъективное ощущение собственной значимости – это, когда человек, достаточно высоко оценивает себя, но не требует этого от других.

Патологическое стремление ощущать свое величие не знает границ. Если это только иллюзия собственной значимости, не подкрепленная внешними событиями, то процесс становится патологическим, так как возникает слишком большой разрыв между желанием и действием.

Любой слабый импульс этой категории, если он неправильно понят человеком, начинает превращаться в нездоровую потребность своей значимости. Сначала такой импульс глубоко укореняется в человеке в виде ошибочного убеждения, вследствие частого его применения в повседневной жизни. Далее, образ мысли, речь, и поведение человека принимают форму и окраску этого убеждения и в свою очередь все более и более подкрепляются привычкой. Так, патологическая потребность в ощущении своей значимости вытесняется в бессознательное, и стает фоном для всех последующих действий и реакций индивида. Все свои отношения этот человек начинает пропускать через призму своего величия. Чем больше разбег между внутренним ощущением своей значимости и внешним созерцанием ее, тем глубже и интенсивнее конфликт человека с реальностью, и говорит о том, что такая значимость человека надумана, искусственна и не соответствует текущему моменту. Правдой здесь может являться только лишь то, что всякий человек, действительно наделен более значимыми качествами, чем теми, которыми он представлен на самом деле.

Но такое утверждение не означает, что только этим нужно жить. Действительная, нужная значимость может выступать только как конструктивная способность, качество и количество которой определят только текущее время и место. Если обществу нужен чемпион, то пророку здесь нечего делать, и его время еще не настало. Но когда придет время пророка, о чемпионе все забудут.

Патологическая значимость, вытесненная в бессознательное, это прекрасная психологическая почва для саморазрушения личности. Одним из информационных аналогов такого саморазрушения является процесс активации некоторых вирусов в своем организме. Именно эту важную роль играют такие вирусы в структуре живого: они делают с человеком то, что пытается человек делать с другими – навязывает им себя, с целью получения преимущества над ними.

Вирус – это только один из патологических вариантов “самореализации” личности. Другими такими процессами могут стать гипертоническая болезнь, некоторые формы маниакально-депрессивного синдрома, атеросклероз, ожирение, синдром вертебро-базилярной артерии и др.

 ЛЭР2005

Личность и когнитивная комплементарность

Становление личности - это выражение некоторого индивидуального пути развития человека. Чем больше личных достижений есть у человека, чем больше он раскрывает свои таланты, тем выше этот путь. В любом случае индивидуальный путь символизирует то, что важно для человека, какими качествами он будет стремиться овладевать. Этому состоянию психики отвечает понятие Идея.

Под Идеей понимается способ существования человека, персональные способности или качества индивидуальности, которыми человек склонен восхищаться, уважать их и напряженно работать над ними, стараясь их развить. Идея символизирует что-то, к чему человек спонтанно плывет или растет, или прилагает усилия, чтобы достичь оптимального выражения этих качеств. Идея символизирует “вершину” значимых человеческих достижений и стремлений.

Как правило, в жизни любого человека такая Идея появляется не сама по себе, но под влиянием какой-то определенной личности. Такая личность является не только примером для подражания, но и символизирует собой какую-то цель. То есть, в жизни каждого человека должен быть Учитель. Здесь речь не идет о преподавателе, а речь идет о наставнике, которого на Востоке называют – Гуру.

Под понятием Учитель понимается такой образ, который способен вывести личность из тьмы невежества и обеспечить ее необходимыми знаниями для правильного понимания окружающей человека действительности. Незнание, которое во многом сопровождает современного человека, приносит ему много страданий, сдерживает его рост и развитие. Он похож на маленького ребенка, который всячески старается прикоснуться к горячему утюгу (особенно когда ему это запрещают), не понимая, что может обжечься. И когда он это, наконец, делает, он ощущает боль, получает ожог и… понимание запрета. Цена получения такого знания очень высокая, так как по своему невежеству ребенок совершил поступок, из-за которого он вынужден страдать. Человек страдает из-за своего невежества. Он может не знать законов природы, совершать из-за этого ошибки, а затем расплачиваться за них. Он может не знать законов государства, тем самым, нарушая их, но незнание законов не освобождает его от ответственности.

Обязанности Учителя - заботиться о том, чтобы ни один из его учеников не страдал. Он обязан вывести своих учеников из тьмы к свету, дать им необходимые знания и избавить их от невежества.

Жизнь обязывает человека искать Учителя, точнее искать вполне определенного Учителя, а не просто какого-то учителя. Истинный Учитель один, так как принадлежит к цепи ученической преемственности. Его задача передать истинные знания, а не высказывать свое мнение по поводу этих знаний. Такая передача может произойти только при наличии психологического резонанса между Учителем и его учеником. В других случаях его информация будет восприниматься, как его собственное мнение и не оказывать необходимого влияния на публику. Для возникновения психологического резонанса необходима информационная родственность взаимодействующих лиц, которая отвечает принципу когнитивной комплементарности между ними и носит характер взаимодополнения. То есть, ученик хорошо воспринимает только ту информацию, которую ждет его разум. Эту информацию может дать только определенный Учитель, который тоже на нее настроен и хорошо ею владеет. Такой Учитель является для этого ученика истинным.

Когнитивная комплементарность представляет собой процесс, который является предпосылкой для сохранения имеющейся информации в ряду преемственности между Учителем и его учеником. Это процесс ее репликации, идентичного удвоения, который обеспечивает способность к самовоспроизведению отдельного информационного блока. Это служит предпосылкой сохранения видоспецифической информации и обеспечивает значительное ее постоянство. Репликация информации происходит по частям, последовательно. Каждый новый фрагмент информации может быть воспринят только после усвоения предыдущего. Чем выше информационная родственность между Учителем и учеником, тем лучше усваиваются репликационные частичные последовательности.

Другой особенностью когнитивной комплементарности является наличие стартовых пунктов репликации, которые и у Учителя и у его ученика активируются одновременно. Другими словами, каждый отдельный информационный блок может быть передан и принят только в какое-то определенное для него время. Для каждого фрагмента существует свое хронобиологическое окно, активирующее соответствующий ему стартовый пункт репликации. Синхронность активности стартовых пунктов Учителя и ученика является надежным показателем их совместимости. Под воздействием истинного Учителя у ученика путем инсайта происходит мгновенное понимание семантического значения передаваемой информации. И уже рационально-дискурсивное аналитическое познание ее носит дополнительный, легко понимаемый характер.

Каждый информационный блок имеет характерные для него свойства. Он имеет эмоциональную окраску и отвечает определенным психологическим качествам. Например, такими качествами могут быть дипломатичность, тактичность, уравновешенность. Поэтому на психологическом уровне когнитивная комплементарность вызывает чувство взаимной симпатии, то есть, возможность чувствовать то же самое, что и кто-то другой. Ученик испытает чувство симпатии тогда, когда он увидит в Учителе те качества, которые хотел бы развить у себя. И наоборот, антипатия возникает тогда, когда ученик видит в другом человеке те качества, которые в нем уже есть, но от которых он хотел бы избавиться. Каждый блок открывает ученику строго специфическую группу знаний. Это могут быть знания по математике, по физике, по химии и т.д. Блок определяет карьерную цель ученика и изначально ранжирует его положение в социуме. И, наконец, информационный блок способствует укреплению физического здоровья ученика. Учитель своим влиянием и поведением оказывает благоприятное воздействие на ученика, что способствует появлению у последнего оптимистического настроя. Согласно формуле - оптимизм = здоровье = оптимизм - такой настрой обеспечивает своего носителя высокой способностью к самооздоровлению. Этот принцип имеет место в медицинской практике, где он представляется особо значимым. Если врач по отношению к своему пациенту становится его истинным Учителем, а пациент его учеником, то такая форма отношений способна обеспечить практически полное выздоровление пациента.

Учительство не есть педагогика, хотя содержит в себе основные ее принципы. Отличительным признаком Учительства от педагогики является наличие между Учителем и учеником положительной обратной связи. Уча другогоУчитель учится сам. Он развивается вместе со своим учеником. Учительство – это двусторонний процесс развития; Учитель учит ученика, ученик учит Учителя, и они развиваются оба. Педагог же, только передает имеющиеся у него знания, а сам при этом ничему не учится. Задача педагога заключается в том, чтобы увидеть в ученике то, кем является он сам.

Нарушение принципа когнитивной комплементарности является причиной, по которой многим детям необоснованно ставится диагноз олигофрении. Особенно это касается детей с повышенной правополушарной активностью, для которых любые семантические значения, в виде умозаключений по правилам формальной логики представляются труднопонимаемыми. Безусловно, каждая информация имеет свою степень сложности. То, что будет легко понимаемым для одних, может показаться сложным для других. Но, как и в торговле, где на каждый товар есть свой покупатель, так и в образовании, где для каждого чертежа есть свой инженер, а для каждого пера - свой писатель. Нет плохих учеников, так же, как и нет плохих Учителей. Есть несоблюдение принципа когнитивной комплементарности. Гармоничная связка Учитель-ученик предназначена для идентичного удвоения только какой-то видоспецифической информации.

Каждый человек имеет какую-то миссию. Эта миссия имеет двойственный характер: достижения на внешнем и на внутреннем уровнях. Внешняя миссия - это то, что человек должен после себя оставить в этой жизни другим людям. Это результат его трудовой и творческой деятельности. Это могут быть материальные ценности, знания, социальные перемены, новые морально-нравственные отношения. Эту миссию человеку помогает осуществить его Учитель. Образ Учителя, также как и образ идеала у каждого свой. Этот образ символизирует то, к чему человек спонтанно плывет или прилагает усилия, чтобы достичь оптимального выражения этих качеств. Это тот его персональный идеал, к которому должен стремиться человек, где наиболее ясно фокусируется его настоящее призвание. Призвание буквально означает "к чему человек призывается", тот вид деятельности, профессии и социального роста, к которому он чувствует тягу. Это то, где человек реально может почувствовать, что он, наконец, пришел к тому, что ему реально предназначено делать в жизни. Это и есть его внешняя миссия. Внутренняя миссия человека - это его путь индивидуального морально-нравственного развития.

Тому, кто серьезно хочет понять, что такое жизнь, кто хочет сделать ее более совершенной, необходимы знания, которые может дать Учитель. Если человек не стремится к совершенству, он в борьбе за существование потерпит поражение. Только серьезный человек может постичь правильный образ действий и свои взаимоотношения с миром. Но для этого ему нужен Учитель, которого он должен принять, а не бросать ему вызов. Поскольку человек пытается стать осознающим самого себя, ему необходимо научиться полностью и безоговорочно принимать своего истинного Учителя, как свою идею. Но Учитель никогда не должен считать, что он есть идея для своего ученика. Он лишь занимает место этой идеи и служит прекрасным проводником между учеником и его идеей.

Нелегкое это дело, найти для себя возвышенного человека и добровольно покориться ему. Прежде чем принять Учителя, человеку необходимо очень хорошо узнать его, чтобы понять, сможет ли он предаться ему. Спешка и фанатизм здесь неуместны, так как могут привести к тяжелым последствиям. Учитель тоже должен изучить человека, который хочет стать его учеником. Он должен определить, подходят ли они друг другу. И лишь тогда устанавливать с ним отношения.

Умение сформировать свой путь к совершенству предохраняет человека от каких-либо разрушений личности. Такая форма существования, создает возможность под контролем сознания входить в такой образ, который должен увлечь за собой других. Это образ "режиссера" в театре жизни. Это такой образ, который заставляет других играть свои, предписанные им роли. Человек формирует такое поведение, которое обязывает окружающих увидеть свою идею, что облегчит их адаптацию к другим людям. При этом: чем выше роль "режиссера", чем она качественнее, тем увереннее чувствуют себя окружающие, тем большее удовлетворение приносит им общение с "режиссером".

И еще. Следует правильно понимать разницу между Идеей и Идеалом. У каждого человека есть то, к чему он должен стремиться. В зависимости от своего отношения к конечной точке стремления, она может быть для него либо Идеалом, либо Идеей. Идеал - это цель, вершина персональных достижений человека. Идеал конечен, тогда как Идея нет. Идеал конкретен - Идея абстрактна. Идея выглядит, как стремление быть лучше, чем человек есть на самом деле. Она способствует его индивидуальному духовному и морально-этическому росту. Человек, идущий по пути к своей Идее, становится менее уязвимым к различным психическим, социальным и экологическим воздействиям. Постоянное движение к росту создает у него ясное ощущение полной индивидуальной независимости, придает максимальную психическую устойчивость. Человек, движущийся к своей Идее, знает, что любые жизненные проблемы, это лишь временные трудности, которые своим содержанием могут служить источником более глубокого понимания окружающего мира. Поэтому никакие трудности не смогут разрушить его человеческую сущность, они только могут быть дополнительным источником знаний на пути совершенства.

Человек должен все время двигаться по пути к своей Идее, но не стремиться достичь ее. Главное - это целенаправленное движение сознания, постоянный рост. Сама Идея не должна быть достижима. Принятие себя таким, каким человек действительно является, а не таким, каким он хотел бы быть - есть признак душевного здоровья. Любая императивная попытка, во что бы то ни стало стать идеальным в чем-то, может привести к психической деструкции. И в этот момент Идея превращается в Идеал. Это случится, если человек решит, что он достиг своего Идеала, но не обнаружит себя таким. Или если у него возникнет иллюзия, что он достиг уже своего Идеала. В этом случае он потеряет путь к своему совершенству. Идеал - это конечный пункт, за ним ничего нет. Идея - это путеводная звезда. И как всякая звезда, она находится за десятки парсеков от идущего к ней наблюдателя, что делает ее практически недостижимой. Человек, идя к ней, совершенствуется, становится сильнее, но при этом он ее не достигает, зато у него всегда есть возможность для нового совершенства.

Идеальное состояние человека - это не сам Идеал, а путь к нему, то есть - Идея. Человека идущего по пути к своей Идее постоянно сопровождает ощущение большого понимания собственной личности. Он видит свое почетное место в общем потоке жизни. Это защищает его от комплекса неполноценности и комплекса превосходства, и добавляет ему психических и духовных сил, помогает максимально раскрыться во всем и везде.

 ЛЭР2005

 Может ли быть левша пилотом или астронавтом?

Левшами принято называть людей, которые предпочитают пользоваться левой рукой. Для них она является доминирующей и это, как правило, замечают другие. Однако статус левши - это лишь физиомоторный акт, который на уровне движений проявляет человек динамического типа. Но динамический тип может проявлять себя и на других уровнях, например, на эмоциональном или социальном уровнях. И на этих уровнях он как левша, - то есть, как человек, который предпочитает что-либо делать левой рукой, - замечен не будет, хотя сохранит в себе все его проблемы. С этой точки зрения люди, для которых характерен динамический способ выполнения принятых решений, могут рассматриваться как потенциальные левши.

В разных странах доля левшей среди населения составляет всего от 6 до 12 процентов. До сих пор остается малопонятным преобладание среди людей праворукости.

Свою гипотезу о том, почему большинство из нас пользуется преимущественно правой рукой, выдвинул сотрудник швейцарской фармацевтической фирмы "Сандоз" в Базеле доктор П. Ирвин. Изучая действие различных психоактивных медикаментов на энцефалограмму, Ирвин обнаружил, что у левшей, входивших в число его подопытных добровольцев, эти средства действовали на мозг сильнее, чем у правшей.

Отсюда новая гипотеза. Он предположил, что среди наших далеких предков были поровну представлены особи, предпочитавшие действовать левой или правой рукой. Это предположение подтверждается археологическими исследованиями. Человек тогда еще только начинал познавать окружающий его мир диких растений и животных. Среди этих растений и животных немало ядовитых, токсины которых действуют на центральную нервную систему. Левша, съевший дозу ядовитых плодов или корней, или пострадавший от укуса ядовитого животного, по мнению доктора Ирвина, погибал, так как его мозг больше подвержен действию нервных ядов. Таким образом, наша праворукость - результат естественного отбора, действовавшего на заре истории человека. Так считает доктор Ирвин.

Правда у многих возникает вопрос: почему предпочтение той или иной руки связано с реакцией мозга на яды? Ирвин пока не может ответить на этот вопрос, но он считает, что сама по себе праворукость или леворукость не имеет прямого отношения к устойчивости мозга по отношению к токсинам. Просто ген леворукости находится в какой-то из 46 человеческих хромосом вплотную рядом с геном повышенной чувствительности к нервным ядам. Эти так называемые сцепленные гены передаются по наследству и проявляются вместе.

Да, действительно, в доисторические времена количество левшей и правшей было одинаково. Это подтверждают археологические раскопки. В более поздние времена количество левшей уже составило 25 процентов и так далее.

Но действительно ли левши стали жертвами ядов диких растений и животных? Нет. Они стали жертвами человеческой культуры. И они никуда не делись. Их как было 50 процентов, так и осталось. Подавляющее их большинство просто стали скрытыми левшами. И этому есть много доказательств.

Человек рождается с доминирующим центром либо правой, либо левой половины мозга. Если в процессе становления и воспитания развивать этот доминирующий центр дальше, то человек сумеет максимально и полноценно развить координацию своих движений. Левша, выполняя требования культуры, вынужден стимулировать свой не доминирующий моторный центр. В результате этого он несет существенные потери. У него может нарушиться координация движений, возникнуть различные расстройства речи.

В одно время в Пентагоне забили тревогу. Выяснилось, что большинство аварий военных самолетов происшедших из-за ошибок пилотов, совершили скрытые левши. Для решения проблемы выявления скрытых левшей были созданы специальные службы, которые переросли в целые институты.

Одна из причин, по которой скрытые левши совершали аварии, может быть связана с нарушением координации движений. Многие движения левши отличаются от движений истинного правши. Движения и действия правши стереотипичны. Ему легче выполнять обыденную механическую работу. Однажды заученное движение или действие, он будет выполнять по строго определенному стереотипу, без импровизаций. Мышлению правши присуще замедление всеобщего движения. Он является статиком. Поэтому, он как бы пытается "клонировать" изначально усвоенное действие и максимально точно повторить его.

Для него любое действие это работа. Он старается осмыслить то, что он получил в процессе диалога, оценить, сопоставить с тем, что было известно ему раньше. Чтобы приспособить что-то к своим нуждам и получить от этого то, что ему необходимо, статик руководствуется в своей деятельности определенными целями, выступающими в виде представления о конкретных результатах проделанной работы. Вместе с тем такая деятельность требует от статика сосредоточенного внимания и определенных волевых усилий, направленных на выполнение соответствующих рабочих операций, без которых она не может осуществиться. Работа всегда есть деятельность, выполняемая по определенному заданию, требующая от ее исполнителя владения специальными навыками, совершаемая по определенному плану под его контролем.

Такая деятельность является необходимым условием развития и совершенствования статика. Воздействуя в процессе работы на свое окружение, статик в то же время изменяет и самого себя, развивает свои способности и устремления.

Ему кажется, что он всегда знает, что ему конкретно нужно. Поэтому он легко ставит себе цели для повседневной активности. Как правило, у него количество методов для достижения этих целей крайне ограничено, из-за сложности их придумывания. Ему легче использовать те методы, которые он уже знает. В результате во всех выполняемых действиях и движениях правши просматривается покой и застылость.

У левши наоборот - каждое движение имеет элемент новизны. Оно постоянно в поиске чего-то нового. Левша как бы “пеленгует” предполагаемое свое действие, ищет в нем что-то необычное, облегчающее его выполнение. Мышление левши включается только тогда, когда статический объект ему удается представить движущимся. Поэтому левша является динамиком. Раннее выполняемое и заученное действие представляется для него застывшим. Отсюда постоянный поиск новых действий и движений. Ему трудно выполнять одни и те же стереотипные и точные движения. Ему легче импровизировать и выполнять необычную творческую работу.

Ему кажется, что у него есть неограниченное количество методов для достижения цели, которая может и не очень быть сформулирована. Он стремится использовать все свои методы сразу. В результате выполняемые им действия и движения носят пульсирующий характер. Его рука не может повторить с одинаковой точностью одно и тоже движение.

Любое занятие для него - это игра.

Игра является для динамика своеобразным видом деятельности. Это форма активного отношения динамика к окружающей среде. Она является частью его сознательной деятельности, в которой он осуществляет присущую ему настоятельную потребность быть активным в окружающем его мире. Игра есть проявление естественной потребности динамика в деятельности, она полна для него всех жизненно важных переживаний. Мышление динамика активно, когда у него есть возможность опробовать различные подходы, понять, что удачно, а что нет, а затем начинать действовать. Как раз таким требованиям отвечает понятие игра.

Человек привык, что всякая серьезная деятельность должна подчиняться каким-то строгим правилам и распорядку. Таким требованиям отвечает работа. Работа и игра не одинаковые, а разные виды деятельности. Отличие игры от работы заключается не в социальной значимости, а в их психологической структуре. Работа - это деятельность, подчиненная некоему строгому распорядку, диктуемому характером производства. Это выполнение действий по определенному заданию, которые связаны с чувством ответственности за качество и количество конечного результата.

Игра же вовсе не означает простое безответственное занятие, приносящее развлечение. Это лишь деятельность лишенная излишней строгости и регламентированности, дающая возможность ее исполнителю открыть для себя новые, еще неизвестные ему возможности и перспективы выполняемого действия. Это творческий и поисковый акт.

В игре динамик наиболее полно отображает окружающую действительность и вместе с тем проявляет определенное отношение к ней. Играть для динамика, означает - действовать, возбуждать в себе чувства, желания, стремиться к их осуществлению, ощущать, воспринимать и творчески отображать мир в своем воображении. Игра для него есть путь к познанию мира.

Для психологической структуры деятельности динамика характерны свободное творчество и самодеятельность. Это значит, что в своих занятиях он стремится к отсутствию обязанностей и правил, которым надо подчиняться. Свободное проявление деятельности, начатой, продолжаемой и заканчиваемой по собственному желанию, является его характерной особенностью.

Ему присущ активный характер деятельности. Его занятия никогда не могут состоять из механических повторений каких-либо действий.

Динамику необходимо дать ему возможность опробовать различные подходы, понять, что удачно, а что нет, а затем на этой почве проводить свои идеи. Это ключ к общению с ним.

Другим фактором, влияющим на действия и движения левши, является то, что обнаружил в своих исследованиях доктор Ирвин: более высокая чувствительность центральной нервной системы левшей к психоактивным веществам.

Любая работа в экстремальных условиях откладывает свой отпечаток на психическом и физическом состоянии организма. Биологи провели такой эксперимент. Группе астронавтов перед полетом в космос сделали посев кишечного содержимого. Вылет по техническим причинам не состоялся. После этого астронавтам сделали повторный посев. Затем результаты анализов сравнили. В первом случае кишечная микрофлора у пилотов была нормальной. Результаты второго анализа кардинально отличались от первого. В посевах второго анализа количество нормальной микрофлоры резко уменьшилось. Появились патологические штаммы микроорганизмов.

Известно, что под влиянием стрессовой ситуации содержимое кишечной микрофлоры у человека изменяется. Количество штаммов нормальной кишечной микрофлоры уменьшается, а патологической - увеличивается. Активно развивающиеся патогенные микроорганизмы нарушают процессы пищеварения, продуцируют различные токсины, которые всасываются в кишечнике и током крови разносятся по организму. Поступая в мозг, токсины оказывают нейротоксическое действие на центральную нервную систему. При этом более чувствительные к психоактивным веществам левши быстрее проявляют признаки нарушений центральной нервной системы, которые проявляются в нарушении координации движений и т.д. В результате левши могут чаще допускать ошибки при выполнении сложных операций.

Это касается не только летчиков и астронавтов, это относится также к водителям железнодорожного и автомобильного транспорта, морякам. Ко всем, кто имеет отношение к управлению техническими средствами или должен выполнять какие-то сложные оперативные задачи (работники силовых и военных ведомств, спортсмены, полярники, океанологи и др.).

В случае с пилотом леворукость может помогать и мешать ему. Чем необычнее условия полета, тем легче ему импровизировать. К самому воздушному пространству он привык, и оно не является для него экстремальным. Небо - это его стихия. И чем больше на нем разных сложных движений и выкрутасов, тем больше в движениях левши элементов новизны. И он выигрывает от этого. С другой стороны, любая нервная перегрузка, а также такие обстоятельства, которые требуют от такого пилота строгого выполнения заученных действий, могут нарушить его координацию движений. И это, особенно во время боевых действий не пойдет ему на пользу.

Пилоту-статику в этом отношении будет проще. Ему легче запомнить и повторить необходимые для полета однотипные действия. Ошибиться он может лишь в том случае, если попадет в ситуацию, которая не была отработана во время тренировочных полетов.

Любого пилота, будь то статик или динамик, можно подготовить по его индивидуальному реагированию к условиям полета. Для этого есть определенная психонейрофизиологическая техника. Она заключается, прежде всего, в абсолютно точном определении: кто есть статик, а кто динамик. Во-вторых, психотипически подготовить пилота к его способу реагирования. И, наконец, если это необходимо, осуществить коррекцию координации движений и повысить устойчивость пилота, особенно если это левша, к различным перегрузкам. Для этого тоже существуют специальные приемы и психотехники.

ЛЭР2005

 

 Главная страница. Модуль изучения мозга человека.

Связь labekre@yandex.ru



Hosted by uCoz